04 октября 2018

Облачные сервисы: стоит ли их опасаться?

Эксперт МТС о типичных страхах предпринимателя

Цифровая революция уже здесь. Она требует от бизнеса любой сферы и калибра быстро наращивать IT-мощь: объем данных, которые нужно хранить и обрабатывать, становится больше, процессы — сложнее, техника — дороже, и все это требует увеличения квалификации IT-специалистов. Для многих компаний единственное приемлемое решение — сторонний облачный сервис. Но прибегать к этому решению часто побаиваются. Почему? Оправдано ли?


Автор колонки — Олег Мотовилов, руководитель облачного провайдера #CloudМТС.

Сначала давайте разберёмся, каков сейчас отечественный рынок облачных услуг. Для большинства информационные технологии остаются непрофильным бизнесом и оказываются тяжелой ношей — и с финансовой, и с организационной точки зрения. Это определяет спрос на облака: современные облачные сервисы предоставляют и ПО, и вычислительную инфраструктуру, и платформу.

Те, кто перешел на облако, освобождают свои площади от пыльной техники, а бюджет — от капитальных затрат на «железо» и ПО. Это особенно актуально для высококонкурентных рынков в периоды кризисов. По оценке МТС, за 2017 год рынок облачных услуг в России в среднем вырос на 14%. По итогам 2018 года ожидается значительное увеличение темпов роста: уже в первом полугодии объемы подключений выросли в 2,5 раза в годовом выражении.

Во всём мире малый и средний бизнес — основные потребители облачных сервисов. В России — крупный федеральный и региональный бизнес.

Локомотив роста облачного рынка — крупный федеральный и региональный бизнес. В облака идут промышленность, транспорт, банки, IT-компании, розничная торговля. Но в целом бизнес в России мигрирует в облака медленнее, чем в других странах. В одном из исследований TAdviser отмечает, насколько мало в российских облачных сервисах развит сегмент малого и среднего предпринимательства, при том, что во всем мире представители МСБ — основные потребители облаков.

В итоге отечественный облачный рынок оценивают всего в 1,5-2% от мирового. Ситуация в последние годы начала меняться в лучшую сторону, но динамику по-прежнему сдерживает повсеместное недоверие к облачным услугам. Что этому спосбствует?

Страх №1: Я потеряю данные
«Когда все данные в соседней комнате, а не в облаке — спишь спокойнее».

В облачном сервисе всё устроено так, что данные доступны только клиенту и никому больше. Кроме того, данные не могут взять и исчезнуть. Крупные поставщики облаков, во-первых, строят свои решения на базе территориально распределенных ЦОДов с разветвлённой сетью собственных магистральных и городских каналов связи. Во-вторых, облачные провайдеры закупают оборудование ведущих вендоров enterprise-уровня и, в-третьих, имеют все ресурсы, чтобы нанять лучших IT-специалистов. Всё это в совокупности обеспечивает отказоустойчивый сервис.

Страшно представить, что должно произойти, чтобы вышел из строя весь ЦОД, но даже от такого риска облачный провайдер может защитить своего клиента.

Более того, в рамках облака можно получить катастрофоустойчивое решение для своей IT-системы. Если, к примеру, электричество выключится, у оператора облака автоматически заработает дизель-генераторная установка. Если отдельная стойка выйдет из строя — заработает соседняя. Страшно представить, что должно произойти, чтобы вышел из строя весь ЦОД, но даже такой риск можно просчитать: в таком случае все данные будут доступны в другом ЦОДе, при этом клиент даже не заметит этого перехода.

Провайдеры облаков соревнуются между собой в получении передовых технологий для защиты данных: систем межсетевого экранирования, защиты каналов связи, антивирусных защит и систем анализа уязвимостей. Безусловно, облачные провайдеры проводят пентесты и регулярно контролируют уровень защищенности. А конкуренция определяет качество защиты от кибератак.

Страх №2: Облако превратит всё в хаос
«У нас много офисов и сотрудников по всей стране, облачная система всех только еще больше запутает»

Десятки людей в копии писем, утомительные планерки по Skype, когда все говорят одновременно, и в итоге никто никого не слышит, документы, которые вечно теряются в почте при пересылке, затянутые сроки по проектам — такова суровая реальность географически распределенных компаний. Многие из них отказываются от облачных систем и предпочитают работать по старым схемам, испытывая те же проблемы год за годом. В то же время облако может помочь таким компаниям упорядочить значительную часть процессов — тех, которые касаются создания IT-инфраструктуры филиалов и её обслуживания. Данные в облаке доступны сотрудникам 24/7 через единый портал, из любого места — был бы интернет.

Когда предприниматель говорит, что облако представляет опасность для его данных и лучше хранить их самому, он выглядит как человек, который до сих пор предпочитает хранить наличные под матрасом.

За счет перехода на облако, по нашим подсчетам, операционные бизнес-процессы в среднем ускоряются до 25%. Как отмечали в группе компаний «Бритиш Американ Тобакко Россия», которая перевела свои IT-системы в облако МТС, время, необходимое на разворачивание инфраструктуры для новых проектов, сократилось с нескольких месяцев до двух недель. При этом степень удалённости офисов друг от друга не влияет на стоимость облачного сервиса.

Страх №3: Это дорого
«У нашей компании нестабильная прибыль. Мы не сможем обеспечить стабильные выплаты поставщику сервиса».

Затраты на облачный сервис в любом случае будут меньше, чем затраты компании на покупку, обновление и обслуживание собственной IT-инфраструктуры. По нашим расчётам, переход на облачную модель использования вычислительных мощностей может позволить компаниям уже по итогам первого года достичь трёхкратного сокращения затрат на IT-инфраструктуру. С финансовой точки зрения ещё важно, что облако переводит CAPEX в OPEX: можно вручную управлять объемом потребляемых ресурсов и оперативно его корректировать. Клиент облачного сервиса понимает, за что платит, так как получает единый счёт с детализацией расходов, что позволяет быстро рассчитать стоимость запуска новых проектов.

Страх №4: Поставщик облака с нами не справится
«Облако не для компаний из нашей сферы: нам нужно много сегментов, разные уровни доступа к данным».

Облачных сервисов часто остерегаются компании со сложным IT-ландшафтом, воспринимая облако как продукт для небольших компаний или тех, кто не может обеспечить себя собственной IT-инфраструктурой. Это миф.

Миграция в облако не занимает много времени, а у тех, кто решил вернуться к классической IT-инфраструктуре, не возникает трудностей и с этим.

Современные облака позволяют строить гибридные схемы любой сложности, они легко встраиваются в существующую IT-структуру компаний и трансформируются в зависимости от потребностей конкретного бизнеса. Миграция в облако не занимает много времени, как и обратный процесс: у клиентов, которые решили вернуться к классической IT-инфраструктуре, не возникает трудностей тоже.

Страх №5: Страшно идти в российский сервис
«А что если выйдет закон, и: всех провайдеров обяжут передавать данные государству, как в телекоме?»

Сегодня такого закона нет. С другой стороны, в любом случае клиент облачного сервиса сам определяет уровень доступа к собственным системам и их защищенности. Никто не отменял использование криптографических средств защиты для дисков, резервного копирования и подобного типа систем — всё это делает бессмысленным хищение зашифрованных данных при отсутствии ключа. А ключ — он только у клиента.

Что касается государственных органов, они могут получить доступ к информации в облаке только на основе решения суда. В этом контексте облако ваши риски никак не увеличивает, скорее наоборот: в вашем локальном офисном ЦОД проще устроить «маски-шоу», чем в крупной компании — лидере рынка.

Итак, в большинстве случаев, когда предприниматель говорит, что облако представляет опасность для его данных и лучше хранить их самому, он выглядит как человек, который до сих пор предпочитает хранить наличные дома под матрасом, а не в банке, отказываясь от всех благ цифровой цивилизации. Лет пять назад таких людей еще можно было понять. Но сейчас-то уже никто не оплачивает «коммуналку», стоя в очереди на почту с наличными. Или вспомните, когда вы последний раз открывали дисковод на своем ноутбуке. А когда покупали билет на концерт в кассе? Это все вещи одного порядка. Технологии делают нашу жизнь лучше и делают это быстро: сегодня облако — пугающая консерваторов инновация, а завтра оно станет условием конкурентоспособности. Хотя я убеждён, что завтра уже наступило.

Подписка на новости

Новое и лучшее